За несколько последних лет современный мир связи и телекоммуникаций сделал ощутимый скачок в своем развитии. Направление этого скачка - Конвергенция и Конвергентные услуги! В Концепциях и Рекомендациях ITU (Международного союза электросвязи - МСЭ), в т.ч. и в "Рекомендации МСЭ Т Q.1761" достаточно четко описано направление развития телекоммуникаций. Практически (на наш взгляд) полезную суть можно уместить в одной важной цитате: "Конвергенция определяется как координируемая эволюция ранее разобщенных сетей в направлении обеспечения единообразия при осуществлении поддержки услуг и приложений. Конвергенция в сочетании с увеличением интенсивности трафика связи является в настоящее время основной движущей силой, преобразующей информационно-коммуникационные технологии. Расширение широкополосной связи и переход к сетям, базирующимся на IP, определили различные формы конвергенции, что обусловило вертикальную, а также горизонтальную интеграцию рынков". Реализацию этой и других Концепций и Рекомендаций предполагается проводить уже на новых, так называемых "Сетях последующих поколений" (принятое сокращение -NGN).
Но нас не будет интересовать Конвергенция в глобальном смысле или на межотраслевом уровне. Наш интерес более конкретен и узкоспециален, в соответствии с тематикой нашей деятельности. Нам достаточно конвергенции на сетевом уровне и на уровне приложений, в основном в области передачи данных и речи по протоколам Интернет или VoIP. Большинство наших клиентов интересует в основном одна из составляющих этой концепции - конвергентный биллинг.
Как и предполагалось, все большее число новых сервисов и услуг, передаваемых (и/или предоставляемых) по IP-сетям приводят не только к росту нагрузки на сами сети и оборудование, но и предъявляют новые, весьма высокие требования к обслуживающим эти сети системам. Сегодня уже не редкость, а скорее практика, когда один оператор предоставляет следующие конвергентные услуги:
Городской телефонный номер;
Широкополосный доступ в Интернет по выделенным каналам;
Беспроводной доступ в Интернет;
Услуги интеллектуальной сети;
Местная, междугородная и международная связь (VoIP);
Услуги IPTV;
Спутниковое и/или кабельное телевидение и ряд других.
Понятно, что обсчитывать и управлять даже частью из перечисленных услуг и выставлять за них единые счета своим абонентам может только оператор имеющий реально мощный конвергентный биллинг. Автоматизированная система расчетов высшего функционального уровня (АСР) CombiBilling относится именно к таким биллинговым системам.
Существует т.н. эталонная архитектура, разработанная International Packet Communication Consortium (IPCC), согласно которой SoftSwitch является фактически главным и центральным технологическим решением для сетей последующих поколений (NGN), с которым общаются практически все серверы приложений, включая и сервер биллинга. В таких случаях конвергентный биллинг взаимодействуя по протоколу RADIUS (или DIAMETR) с софтсвичем (SoftSwitch) осуществляет взаимодействие и управление другими системами и элементами сети оператора.
На практике в сетях оператора часто присутствуют элементы не вполне укладывающиеся в "красивые" схемы, появляются новые услуги, сервисы и оборудование. Для взаимодействия с большим числом разнородных источников и быстрой адаптации нового оборудования и внедрения новых конвергентных услуг компания "Т-софт" применяет предбиллинг (или Mediation). Кроме того, Конвергентный биллинг взаимодействует еще и с внешними платежными системами, Бухгалтерией, Контакт-центром, системой поддержки клиентов (Service Desk) и прочими службами. Вариант взаимодействия с внешними системами изображен на Рисунке 1.